Брифинг-консультация М.В. Вербицкой "Вопросы контроля и оценивания по УМК серии "FORWARD" в свете новых стандартов"

Вербицкая

С 28 сентября по 3 октября 2011 года пройдет брифинг-консультация «Вопросы контроля и оценивания по УМК серии «FORWARD» в свете новых стандартов» с руководителем авторского коллектива Марией Валерьевной Вербицкой. 

Мария Валерьевна Вербицкая возглавляет авторский коллектив по созданию новой серии УМК по английскому языку “FORWARD” в рамках  совместного проекта российского издательского центра «Вентана-Граф» и британского издательства «Pearson Education Limited». Она      доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой факультета иностранных языков МГУ им. М.В. Ломоносова,  член Правления Союза переводчиков России, вице-президент Национального объединения преподавателей английского языка.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

  • результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.


Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится образовательным учреждением. Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.

Обобщённое оценивание личностных результатов учебной деятельности обучающихся, не являющихся предметом итоговой оценки,  может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований. Не подлежат итоговой оценке также следующие результаты индивидуальных достижений обучающихся:

  • ценностные ориентации обучающегося;
  • индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.


Механизмы промежуточной и итоговой оценки достижения планируемых результатов в УМК серии “FORWARD”
В образовательных стандартах второго поколения большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. В рассмотрении соотношения внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования и роли итоговой оценки выпускников начальной школы подчёркивается, что оценка включает две составляющие.  С одной стороны, это «накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов». С другой стороны, это «оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы».

Такой подход применим не только к итоговой оценке выпускника начальной школы, но и к оцениванию достижения планируемых результатов в каждый отдельный период обучения (учебный год или четверть).   Так, при подведении итогов каждой четверти (или учебного года в целом) необходимо принимать во внимание накопленные оценки (работу учащегося в оцениваемый период), результаты теста на самопроверку, результаты четвертной (годовой) контрольной работы. 

С точки зрения современных подходов к оцениванию, «оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».   В портфолио учеников начальной школы рекомендуется включать выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных как в ходе обязательных занятий, так и в ходе факультативов; систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.д.); материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

УМК серии FORWARD” в значительной степени ориентированы на такой подход к оцениванию. В качестве проектов для внеурочной работы предлагается широкий спектр увлекательных проектных заданий, которые накапливаются в портфолиоучащегося в виде индивидуальных и коллективных макетов, стенных газет, постеров, таблиц с результатами проведенных опросов, писем, игр и т.д.
Дополнительно к проектным работам в УМК предлагаются тесты для самопроверкиучащихся, что позволит им самостоятельно оценивать степень освоения пройденного материала при подведении итогов четверти до проведения контрольной работы.

Основную роль в оценках, характеризующих динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов играют четвертные и годовые контрольные работы, результаты выполнения которых объективно покажут, достигнуты ли планируемые результаты на той или иной стадии обучения. Эти работы включают задания на контроль сформированности коммуникативной компетенции в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), а также на контроль навыков оперирования изученными лексико-грамматическими средствами.   При организации годовых контрольных работ в начальных классах оценку умений говорения  рекомендуется проводить на уроке, предшествующем  проведению письменной части контрольной работы.

В конце обучения в начальной школе проводится итоговая контрольная работа,  характеризующая уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования. В УМК серии “FORWARD” предлагается итоговая работа по английскому языку для выпускников начальной школы,  разработанная в соответствии с требованиями ФГОС 2009 г., включающая письменную и устную части.
 


Вербицкая Мария Валерьевна д.ф.н., профессор, зав. кафедрой лексикографии и теории перевода, зам.декана факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, Заслуженный работник высшей школы РФ, зам.председателя НМС по иностранным языкам Минобрнауки РФ, член правления Союза переводчиков России, вице-президент Национального объединения преподавателей англ.языка, председатель Федеральной предметной комиссии по иностранным языкам ЕГЭ, зам.председателя НМС по иностранным языкам ФИПИ
 

Вопросы, предлагаемые к обсуждению:

  • Предмет и составляющие итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
  • Механизмы промежуточной и итоговой оценки достижения планируемых результатов в УМК серии “FORWARD”.
  • Портфолио учащегося  как оптимальный способ организации накопительной системы оценки.

«II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», ФГОС, 2009

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. С.25.

Там же.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. С.26.

Там же, с.26-28.

Читайте нас в:


Вход в систему

Опрос

Будет ли способствовать введение профессионального стандарта учителя повышению качества образования?
Да
52%
Не уверен
41%
Нет
7%
Всего голосов: 651

НАШИ ПАРТНЕРЫ

http://www.microsoft.com/rus/education/




 
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru