Петерсон Л. Г. Математика

Название учебника: 
Математика
Список авторов учебника: 
Петерсон Л. Г.
Предмет: 
Математика
Класс: 
4кл.
Издательство: 
Ювента
Статус: 
допущено
Тип образовательного учреждения: 
общеобразовательное
Учебники являются составной частью курса математики образовательной системы деятельностного метода обу-чения «Школа 2000...» для ДОУ, начальной и средней школы. Соответствуют обязательному минимуму содержания 1998/99 гг., федеральному компоненту стандарта 2004 г. Учебники ориентированы на развитие мышления, общеучебных умений и деятельностных способностей ребенка, его интереса к математике, а также на формирование системы прочных математических знаний, умений и навыков. Возможно использование с широким спектром учебников по другим предметам. Оснащены методическими и дидактическими материалами, компьютерной программой мониторинга успеваемости. Рекомендованы для всех видов общеобразовательных учреждений.
Завершенность предметной линии: не завершена
Состав УМК:
1. Авторская программа для начальной школы «Учусь учиться» (Л.Г. Петерсон).
2. Методические рекомендации для учителя, 1-4 классы.
3. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы, 1-4 классы.
4. Компьютерная программа монито-ринга успеваемости «Электронное приложение к учебникам математики Л. Г. Петерсон», CD, 1-4 классы.
5. «Устные упражнения на уроках математики», 1-2 классы.
6. Сценарии уроков к учебнику «Математика», 1-4 классы.
7. Блок-тетрадь эталонов «Построй свою математику», 1-4 классы.
8. Наглядное пособие для начальной школы «Геометрическое лото».

Год прохождения экспертизы: 2005

 
Рейтинг учебника:

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Уважаемые Господа! А вы

NikaBeyker аватар

Уважаемые Господа! А вы интересовались у родителей и учеников как им "весело" учиться по таким учебникам? Бедные дети, в их несчастные головы впихивается столько... с 1-го класса, в конце года ребенок сообщает, что он ненавидит школу, учителя и математику, которая до этого его интересовала!

Болонская конвенция для этого

tzahes аватар

Болонская конвенция для этого и существует.

Кукшка хвалит петуха за то, что хвалит он кукшку.
К полемике с Л.Петерсон на странице учебника для 3-го класса

Добрый день. Должен сообщить и не без воодушевления о начале господства разума над маразмом. Многочисленные нарекания в адрес творений Л.Петерсон приобретают все больший резонанс в связи с нанесением детской психике реального вреда и отсутствием методически фундаментального материала для научения математике и передаче знаний. Полемика по "новаторскому" содержанию курса Петерсон находится в этом разделе портала. Также смотрите новости здесь (на 3 мин.10 сек.) http://www.vesti.ru/only_video.html?vid=585846

Всего хорошего

Уважаемая Ника Олеговна! Наша

PetersonLG аватар

Уважаемая Ника Олеговна!

Наша программа существует уже более 35 лет, и за это время, естественно, мы внимательнейшим образом изучили плюсы и риски своей программы.

Плюсов много, именно поэтому программа получила значительное распространение (причем не только в России, но и за рубежом) без какого бы то ни было продвижения «сверху» (не сомневаюсь, что Вы как специалист муниципалитета можете это подтвердить). Главный плюс - это её высокая результативность, причём не только в ЗУН, но и в тех показателях, которые выдвинуты сегодня как приоритеты ФГОС. В том числе, высокий познавательный интерес детей, развитие у них познавательных процессов, самостоятельности, мотивации к учению, способностей к рефлексивной самоорганизации и многое другое.

Но речь сейчас не плюсах, а о рисках. Основным риском является недостаточная подготовка учителей, методистов, управленцев к реализации системно-деятельностного подхода, много лет назад положенного в основу нашей программы, а сегодня – в основу ФГОС.

Вы, конечно, понимаете, что изменение парадигмы образования, которое предполагает ФГОС, это не пустые слова, а изменение мировоззрения педагога, его метода и принципов работы, технологий, методик. К сожалению, сегодня далеко не все это осознали, тем более, не все готовы к такому саомизменению, и уж тем более, не все прошли необходимую подготовку. Возникающие вопросы обычно достаточно быстро снимаются при знакомстве с предложенной нами системой работы. Как сказала мне одна учительница в далеком 91-м году при более подробном знакомстве с программой, а при первоначальном просмотре учебников - оценившая её резко негативно, «ну, если детей ТАК учить, то, конечно, они будут это знать».

На Ваш вопрос ответ тоже простой. Дело в том, что программа принципиально не предполагает, что в головы детей кто-то что-то ВПИХИВАЕТ. Деятельностный метод – это новый педагогический инструмент, который позволяет организовать самостоятельное движение детей вперед в своем темпе и на своем уровне трудности. Создается ситуация, о которой образно говорил В.Ф. Шаталов: если огурец положить в рассол, то хочет он или не хочет, через 3 дня будет солёный. Практика показала, что «рассол» (то есть учебники, технологии, методики) с задачей высокого качества современного образования хорошо справляется. Но «рассол» надо научиться готовить. А то ведь огурцы можно и испортить.

Ситуация, которую Вы описываете, очевидно, недопустима. Причина понятна - учитель, возможно, из лучших побуждений, но где-то не включает способы работы, заложенные в программе. Например, невооруженным глазом видно, что здесь нарушены сразу 5 (из семи) дидактических принципов, которые исключают подобную ситуацию и которые технологически и методически в программе обеспеыены - это принципы психологической комфортности, минимакса, творчества, вариативности. И здесь два выхода - либо подготовить учителя, либо перейти на другую программу, по которой он готов работать.

Чтобы минимизировать риски, мы последние 17 лет создаем систему качественной подготовки педагогов всех уровней. И сегодня такая система создана на базе АПК и ППРО. Это и многоуровневая система курсов повышения квалификации для всех категорий работников образования – воспитателей, учителей, завучей, методистов, директоров, управленцев. Это и выездные, и дистанционные курсы.

Мы также поняли, что одними курсами повышения квалификации при освоении деятельностного метода обучения дело не может ограничиться – нужна система методического сопровождения учителя в школе и в своём регионе в удобном для него режиме. За последние 6 лет мы накопили опыт построения таких школьных и региональных моделей.

В настоящее время наша экспериментальная площадка включает около 250 образовательных учреждений в 38 субъектах России. Приглашаем к сотрудничеству Таганрог.

Наш телефон: (495) 7978977,

По вопросам сотрудничества с регионами спросить Туркину Людмилу Васильевну, Петелину Наталью Николаевну.

В конце мая в нашем Центре СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО состоятся разнообразные курсы.

Более подробную информацию о программе и курсах повышения квалификации можно узнать на нашем сайте www.sch2000.ru.

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000..."
www.sch2000.ru

Уважаемая Людмила

NikaBeyker аватар

Уважаемая Людмила Георгиевна!
Спасибо Вам за ответ. Собственно я и предполагала, что дело в неправильной постановке процесса обучения детей в наших школах. Теперь я в этом убедилась. Как же можно допускать такие грубые ошибки, отбивая весь интерес к учебе (это уже вопрос к нашему управлению образования и деректорам школ). Переводить ребенка не хочется школа хорошая. Людмила Георгиевна, еще один вопрос- возможно ли обучение по Вашей программе на дому, будет сложнее чем в школе?
Спасибо.
С уважением, Ника Олеговна

Ника Олеговна, ещё раз

PetersonLG аватар

Ника Олеговна, ещё раз здравствуйте!

В ситуации, которую Вы описываете, конечно, самое разумное – это помочь учителю поехать на курсы к нам в Центр, или хотя бы пройти дистанционные курсы. Проблема мотивации детей и система дидактических принципов на курсах обязательно проговариваются. Однако в каком классе учится Ваш ребёнок? Если в 4-м, то, видимо, речь должна идти уже о продолжении обучения в средней школе?

В начале 90-х, столкнувшись с тем, что учителя, не прошедшие подготовку, нередко работают по нашему учебнику, используя традиционную дидактику, я провела специальное исследование результатов обучения в этом случае. Итоговые показатели оказались, даже в этой неблагоприятной ситуации, значительно лучше по всем параметрам, чем по другим программам – и ЗУН, и психологическое развитие, и общеучебные умения, и даже познавательная мотивация. Эти данные подтверждаются в течение 20 лет на достаточно больших массивах испытуемых, при этом важно, что в последующем обучении у детей проблем с математикой (да и с другими предметами, ведь математика – ключевой курс школьной программы) становится меньше. Это огромный ресурс, ведь ребёнок на данном этапе определяется к будущей профессии. Именно по этой причине учителя и школы, которые заботятся о качестве подготовки своих выпускников, часто выбирают именно нашу программу. Поэтому подумайте, стоит ли переводить ребёнка в другую школу на другую программу.

Чем же Вы можете помочь Вашему ребёнку, если останетесь у того же учителя? Главное - СОЗДАТЬ ДЛЯ РЕБЁНКА СИТУАЦИЮ УСПЕХА И СФОРМИРОВАТЬ У НЕГО ВЕРУ В СЕБЯ. Ведь к плохим отметкам, трудностям ребёнка можно отнестись по-разному: поругать, дать подзатыльник, не обратить внимания… Наиболее конструктивно - отнестись как к рабочей ситуации и обязательно довести дело до успеха, а для этого - найти причину ошибки (что конкретно пока не получилось) и исправить её. То есть важно, чтобы в семье была постоянная моральная поддержка ребёнка, а отношение к ошибкам и неудачам было спокойное и конструктивное – «на ошибках учатся».

Далее, полезно взять учебник по математике по другой программе (того же класса или даже более старшего) и предложить ребёнку решить что-нибудь из этого учебника. Обычно, дети удивляются – неужели бывает так легко? Ребёнку важно объяснить, что он – МОЛОДЕЦ, главное, что он смог преодолеть трудности и теперь хорошо готов по программе своего класса к предстоящим экзаменам и дальнейшему обучению. Как говорил Суворов, «в учении трудно - легко в бою». Таким образом, главное - помочь ребёнку поверить в то, что у него обязательно всё получится, научить его не бояться трудностей, добиваться успеха даже тогда, когда пока что-то не получилось. Это – прекрасная школа жизни, которая в будущем поможет ребёнку стать успешным!

Ещё одно важное правило: ни в коем случае при ребёнке нельзя критиковать учителя. Если Вас что-то не устраивает, Ваше право перевести его к другому учителю. Но если по каким-то причинам Вы выбрали именно этого учителя, то его требования и способ работы надо принять как «ДАНО», и приспособиться к ним. Взрослые родители могут что-то обсуждать, предлагать, корректно способствовать лучшей его подготовке, но ребёнку важно демонстрировать Ваше уважительное отношение к требованиям учителя и ни в коем случае не разрушать его авторитет в глазах ребёнка.

Что касается домашнего обучения, то если оно дополняет работу по учебнику в классе, то это возможно и полезно. Здесь главное – личность того, кто будет эти занятия проводить. Очень важно, чтобы человек работал над тем, чтобы увлечь ребёнка, давал общую рамку развития на опережение, помогая быть успешным на уроках, научил самостоятельно справляться с проблемами, находить и исправлять свои ошибки. Простое выполнение подряд заданий учебника гораздо менее эффективно и может использоваться иногда как скорая помощь, если ребёнок заболел или всё сильно запущено.

Заменить же работу по учебнику в классе домашнее обучение, с моей точки зрения, не может, так как, во-первых, исчезает очень важный аспект – среда детей, их общие цели, задачи, наблюдения, а во-вторых, это будет отнимать у ребёнка слишком много времени и отвлечёт от других очень важных его дел – игры во дворе с детьми, занятий танцами или музыкой и т.д.

Успехов Вам и всего самого доброго!

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000..."
www.sch2000.ru

Спасибо Вам большое Людмила

NikaBeyker аватар

Спасибо Вам большое Людмила Георгиевна! Постараемся справиться с нашей проблемой. Ребенок учится в 1-м классе, учителя при нем мы не ругем, наоборот стараемся поднять ее авторитет, за плохие показатели не наказываем, и стараемся поддержать, как Вы и говорите на ошибках учатся, вместе ищем, что конкретно не понимает и почему. И все же без поддержки школы трудно. Еще раз спасибо за проявленное внимание.
P.S. Не в моей компетенции отправлять учителя на курсы, боюсь обидится, а жаль:)

Уважаемая Ника Олеговна, Вы

PetersonLG аватар

Уважаемая Ника Олеговна, Вы всё делаете правильно, и результат обязательно получите, поверьте моему опыту! При этом, естественно, результат будет выше и Вы получите его быстрее и проще, если будете включать заложенные в программу дидактические и методические механизмы.

Когда я говорила о подготовке учителя, то, конечно же, не имела ввиду, что Вы «отправите» его на курсы в буквальном смысле этого слова – решение может принять только сам учитель. Но с ним можно поделиться информацией о том, какие есть курсы, рассказать о дистанционных курсах, вдохновить, организовать поддержку… Мы наблюдаем, что иногда учителя приезжают к нам на курсы с такой «подачи» умных и активных родителей.

О курсах подробнее можно узнать на нашем сайте www.sch2000.ru или по телефону Центра (495) 7978977. Но в Вашей конкретной ситуации Вам, конечно же, виднее – это просто мои мысли вслух.

Желаю Вам хорошо отдохнуть летом!

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000..."
www.sch2000.ru

Людмила Георгиевна, еще раз

NikaBeyker аватар

Людмила Георгиевна, еще раз спасибо! Успехов Вам и всего доброго.

С уважением,
Ника Бейкер

детям обидно сталкиваться с

Elena18 аватар

детям обидно сталкиваться с опечатками. Это очень нервирует. Например магический квадрат (вариант Б на стр. 30 учебника для 2 класса) не имеет решения. Даны три числа по диагонали: 6,10,4 и часть второй диагонали: 10,8. Исходя из того, что сумма чисел должна быть 20, то неизвестное число второй диагонали получается "2". Эта найденная "2" и данная "6" составят числа верхней горизонтали, в которой третьим числом получится 12. Но найденное "12" + данное "10" - составившие вертикальный столбик, уже в сумме дают 22.... Самостоятельно переставляли данные числа, решение нашли только изменив сумму на "24".
В учебнике квадрат выглядит так:
* ,* ,6
* ,10,*
4 , * , 8

Наш вариант:
2,16,6
12,8,4
10,0,14

Уважаемая Елена

PetersonLG аватар

Уважаемая Елена Александровна!

В нашем учебнике нет указанного Вами задания (или, возможно, оно было в старых изданиях и опечатки устранены). Будем благодарны Вам, если Вы укажете точные выходные данные – год издания, класс, часть, страницу, № задания – мы тогда сможем еще раз все перепроверить и, при необходимости, исправить. А может быть, Вы имеете ввиду учебник другого автора?

Но суть не в этом. Многие учителя говорят нам о том, что бывшие ранее опечатки, если с ними правильно работать, имели огромный развивающий эффект, так как формировали у детей именно те качества, на которые нацеливает современный ФГОС. Действительно, встречая и исправляя вместе с ними ошибки, можно помочь детям освоить и развить в себе многие важные в современной жизни знания, умения и способности.

1. Осознать, что ошибки могут быть и в учебниках, и в законах, и в любых нормативных документах, так как они создаются людьми. Поэтому ко всему надо относиться не как к догме, а как к существующему на нынешнем этапе жизни варианту, который может быть исправлен, если ошибка аргументирована.

2. Развить критическое мышление, логические операции, способность к анализу, сравнению, обобщению, аналогии, умение аргументировать свою точку зрения, придумывать, предлагать, изменять, исправлять, корректировать.

3. Научиться относиться к ошибке (в том числе, и своей собственной) не как к трагедии и «криминалу», а как рабочей ситуации, требующей осмысления и, при необходимости, коррекции.

4. Глубже освоить изучаемый материал и те виды заданий, с которыми работают учащиеся.

5. Развить познавательную мотивацию и понимание того, что учение нужно каждому человеку, в том числе, и для того, чтобы в будущем в своей собственной деятельности допускать возможно меньше ошибок, а если они допущены, то уметь в них разобраться и исправить.

Из Вашего описания, кстати, видно, как замечательно всё это задействовано в Вашей работе с детьми с магическими квадратами.

Это не значит, что мы сторонники ошибок – наоборот, мы стремимся их максимально исправлять и всегда очень благодарны за информацию о них. Но мы также понимаем, что в связи с различными перевёрстками и переводами учебников в новые компьютерные программы, возникающими в связи с новыми техническими возможностями в типографиях, мы не застрахованы от ошибок верстальщиков, корректоров, редакторов и пр. Поэтому мы предлагаем, если вдруг они всё же встретятся в наших или других учебниках, использовать их с максимальной пользой для развития детей.

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000..."
www.sch2000.ru

Уважаемая Людмила Георгиевна,

Perelygin аватар

Уважаемая Людмила Георгиевна, я остаюсь при своем мнении и считаю, что неравенство неверное. Сложение дробей с разными знаменателями к неравенству никакого отношения не имело. Спасибо за приглашение в участии конференции, но у меня другие научные интересы. Мы с Вами высказали свое мнение, думаю, что дальше продолжать дискуссию по данному вопросу не имеет смысла.
С уважение, Перелыгин Юрий Петрович.

Уважаемый Юрий

PetersonLG аватар

Уважаемый Юрий Петрович!
Серьезно относясь к вопросам качества учебной информации, я решила после Вашего последнего сообщения еще раз перепроверить корректность обсуждаемого текста. Я связалась с семью математиками из РАН, РАО, МГУ, МФТИ (из них два доктора и пять кандидатов физико-математических наук). Никто из них не подтвердил Ваши сомнения и не нашел в данном тексте ошибок.
Учитывая, что представленная в учебнике версия полностью соответствует данным математических энциклопедий и тому, как обсуждаемое неравенство понимается во всех действующих учебниках математики старших классов, то изменять данный текст не вижу никаких оснований.
Тем не менее, я Вам признательна за Ваше мнение, так как оно дало нам возможность еще раз проанализировать и перепроверить непростую для восприятия информацию и убедиться в правильности выбранной позиции - лучше 1000 раз перепроверить, чем оставить ошибку в учебнике.
В завершение, хочу обратиться к Вам с просьбой. Если в наших учебниках Вы встретите явные опечатки, либо у Вас возникнут вопросы или сомнения, переслать их в Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Академии ПК и ППРО по адресу: info@sch2000.ru. Опечатки будут оперативно исправлены, на вопросы постараемся подробно ответить, и всё, что вызывает сомнения, перепроверить.
Всего Вам самого доброго!
С уважением и благодарностью, Людмила Георгиевна Петерсон.

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000..."
www.sch2000.ru

Уважаемая Людмила Георгиевна,

Perelygin аватар

Уважаемая Людмила Георгиевна, в Вашем учебнике слишком много ошибок, чтобы я мог критически проанализировать свое высказывание. Например:
На стр.63, задание №11 написано: «Известно, что . 1/2+1/3=5/6….» При этом ранее в учебнике Вы нигде не приводите правила сложения дробей с разными знаменателями и сокращение дробей.
Ошибки были и в учебниках 2 и 3 класса, в одном из которых в результате вычитания получались отрицательные числа.
О других ошибках я Вам буду сообщать, по мере того как мой сын будет проходить ту или другую страницу учебника.
Относительно данных «независимых тестирований», которые Вы приводите. На основании моего жизненного опыта я в очень редких случаях верю независимым тестированиям. Независимых тестирований не бывает.
Неужели Вы, проработав столько лет в школе, можете признать действительным тот факт, что в классе 100% учеников учатся на 4 и 5! Это возможно только при одном условии, что был проведен предварительный отбор (фильтрование) учеников (школа №1315 САО города Москвы с английским уклоном).
В нашем классе (в обычной школе), в котором учится мой сын, и которую я вижу из окна, из 28 учеников на 4 и 5 учатся 43%. Имеются и двойки.
Уровень подготовки школьников я вижу ежегод и ежечастно, когда принимаю ЕГЭ по химии, читаю лекции, провожу лабораторные занятияч у студентов первого курса и принимаю у них экзамен. Они в большинстве своем не могут разделить дробь на дробь, а Вы им «дизъюнкцию», или «2=4»(хотя некоторые из них начинали учиться по Вашей книге). Они не могут этого понять, дома им никто не может объяснить эти факты, и чтобы не сойти с ума, вследствие инстинкта самосохранения, голова отключается. Заставить ребенка работать снова, ни Вы учителя, ни мы преподаватели вуза не можем. Как пишут ЕГЭ всем известный факт.
Ни школьник, ни кто другой не зависимо от возраста не поймет выражение 2=4.
Еще раз о неравенстве. В неравенстве x≤a предполагается, что x может принимать значения меньше или (и) равном а. Это одно высказывание. Неравенство может иметь много решений или ни одного. Неравенству х ≤ 2 будут удовлетворять решения, в которых значения x меньше 0, равны 0, 1 и равно 2. А где логика, когда в правилах учебника написано 2=4? На стр. 7, в правилах, первые 8 строк противоречат остальным.
Я не против Вашего учебника, но из него необходимо удалить математические недоразумения. Переход на обучение в 5 классе на Вашу программу зависит не от меня.

С уважение, Перелыгин Юрий Петрович.

Уважаемый Юрий

PetersonLG аватар

Уважаемый Юрий Петрович!
Прежде всего, мы не утверждаем, что в наших учебниках никогда не было ошибок и опечаток. Мы говорим о том, что относимся к этому серьезно, и если ошибки и опечатки встречаются (что зачастую связано с техническими вопросами подготовки книги к печати), мы с благодарностью оперативно их исправляем. Здесь мы с Вами солидарны и предмета для дискуссии нет. Последнее редактирование книг специалистами РАО и РАН состоялось в 2010 году.
Мы считаем, что в обсуждаемом нами тексте учебника о нестрогом неравенстве ни ошибок, ни опечаток нет. Свою аргументацию мы привели достаточно подробно, она согласована с данными математических энциклопедий и ведущими российскими математиками. Ваша же аргументация в необходимости коррекции текста нас, к сожалению, не убедила. Кроме того, любой учитель подтвердит, что абсолютное большинство школьников способны понять, что равенство 3 + 1 = 4 верное, а равенство 3 - 1 = 4, то есть 2 = 4, - неверное). Поэтому изменять данный текст учебника мы не видим оснований. Тем не менее, мы благодарны Вам за Ваше мнение.
Мы полностью согласны с Вами, что там, где учитель работает с помощью традиционных методов обучения, в том числе и по нашим учебникам, получить 100% результат «4 и 5» практически невозможно. Но мы говорим о классах, где коренным образом изменяется метод обучения - ведь мы предлагаем не только учебник, но и новую дидактическую систему, новый способ обучения.
Подготовленный учитель в нашей системе осваивает такой способ организации урока, когда учащиеся не получают новое знание в готовом виде, а добывают его сами. Тогда дети вовлекаются в активную исследовательскую и проектную деятельность, им становится интересно учиться, они несопоставимо глубже осознают изучаемый материал, лучше его запоминают. Отсюда и результат, причем вовсе не исключительный, а достаточно широко распространенный в самых обычных школах, где никто никого не фильтрует.
Тем не менее, я не хочу, конечно, сказать, что проблем нет: напротив, их достаточно много. Но все-таки приведение Вами текста на стр. 63 о сложении дробей с разными знаменателями я не могу принять в качестве дополнительного аргумента в пользу Вашей позиции о неправильности объяснения записи нестрогого неравенства.
Формат данного сайта не позволяет углубляться в пространные дискуссии. Поэтому мы приглашаем Вас на наши конференции, курсы, где мы готовы не только рассказать, но и продемонстрировать в практике работы самых разных школ – лицеев и гимназий, обычных общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением языка уровень освоения математики детьми, обучающимися по нашему методу. Более того, мы готовы, при Вашем желании, развернуть вместе с Вами его экспериментальную апробацию в Ваших школах, и надеемся, польза от этого будет.
С уважением, Людмила Георгиевна Петерсон.

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000..."
www.sch2000.ru

На старанице 7 первой части

Perelygin аватар

На старанице 7 первой части ученбника видим- "Высказывание "2 меньше или равно 4" можнозаписать короче: 2<=4. Оно состоит из двух высказываний: 2<4 и 2=4. Так как одно из высказываний верно, то верно и все высказывание 2<=4". Интересно, как это понимать, что 2=4.?
Как это можно доказать, и как может быть это высказывание верным?
Как мог быть издан такой учебник и как по нему учат в наших школах?

Уважаемый Юрий

AgakhanovNazar аватар

Уважаемый Юрий Петрович!
Согласно правилам, установленным в математике (не только в школьных учебниках по математике, но и в учебниках для высшей школы, в научных работах), для пары чисел a и b таких, что a меньше b, справедливыми, то есть верными, считаются оба неравенства a < b и a <= b. Почему: неравенству x<= b удовлетворяют все числа из множества, являющегося на числовой оси лучом, идущим из точки x=b влево, включая саму эту точку. Ясно, что точка x = a лежит на указанном луче.
Возможно такая простая геометрическая интерпретация пояснит Вам почему математики всего мира договорились о том, что неравенство a <= b считается справедливым как в случае a < b, так и в случает a = b.

Уважаемый Юрий

PetersonLG аватар

Уважаемый Юрий Петрович!
Истинность высказывания "2 меньше или равно 4" следует из законов математической логики. По определению, высказывание вида «А или В» (дизъюнкция) истинно, если истинно хотя бы одно из высказываний «А» или «В». Истинностную таблицу дизъюнкции можно найти, например, в Математическом энциклопедическом словаре (М., «Советская энциклопедия», 1988) или в любом другом математическом справочнике.
По нашему учебнику в школах учат уже более 20 лет, и все эти годы дети везде в среднем демонстрируют лучшие результаты по всем измеряемым характеристикам, благодаря, в частности, знанию законов логики. Ведь, согласитесь, невозможно успешно сдать ЕГЭ, не понимая, например, что число 2 является одним из решений неравенства х меньше или равно 4 (или, другими словами, что высказывание 2 меньше или равно 4, о котором мы говорили, истинно).
Кроме того, без сомнения, знание логических законов важно и в жизни. Например, если заведующий кафедрой института пообещал своему сотруднику за сверхурочную работу «отгул или премию», то сотрудник не может требовать от заведующего и того, и другого, так как обещано что-то одно.
К сожалению, отсутствие соответствующей логической подготовки в традиционной программе по математике подводит многих старшеклассников, а затем и взрослых людей на важных этапах их жизни. Именно поэтому научные руководители и соавторы наших учебников, ведущие российские ученые-математики и методисты – Н.Я. Виленикин и Г.В. Дорофеев, по учебникам которых российская школа работает последние 40 лет, - еще в начале 80-х гг. прошлого столетия поставили задачу включения вопросов логики в курс общеобразовательной математической подготовки. Результатом этой работы и стали данные учебники.
Замечу также, что данные учебники четырежды рекомендованы Министерством образования и науки РФ (в 1995, 2000, 2005, 2010 гг.), успешно прошли экспертизу в РАО и РАН на соответствие новым федеральным образовательным стандартам (2010), получили премию Президента РФ в области образования за 2002 год.
Мне очень приятно, что Вы как представитель Пензенской губернии не равнодушны к вопросам современного математического образования. Дело в том, что наши родовые «корни» с 18-20 вв. идут от Петерсонов и Быстрениных, известных культурных деятелей пензенской земли, причем некоторые из них учились и работали в Вашем университете. И мы благодарны современным пензенцам, слушателям курсов АПК и ППРО, которые нашли для нас и привезли Пензенскую энциклопедию и другие краеведческие материалы о жизни и деятельности наших предков. Низкий поклон пензенцам и пензенской земле.
С уважением, д.п.н.,
директор Центра системно-деятельностной
педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО
Людмила Георгиевна Петерсон.

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000..."
www.sch2000.ru

Уважаемая Людмила Георгиевна,

Perelygin аватар

Уважаемая Людмила Георгиевна, издание учебника более 20 лет и рекомендации Министерства образования и науки РФ не могут являться доказательством отсутствия ошибок в нем. В качестве примера можно привести существование Советского государства, при котором рекомендации и издания были покрепче. Но вернемся к существу вопроса. Как Вам известно, дизъюнкция это операция над высказываниями (знак дизъюнкции V, а не ≤ или ≥), одно из которых, а может, или оба сразу могут быть ложными. В Вашем примере на 7 стр. вы не говорите детям, что высказывание 2=4 ложно, а сразу переходите к общему высказыванию.
Ошибка состоит в том, что в дизъюнкции союз «или» несет в себе разделительный смысл, он разделяет два высказывания, а в неравенстве союз «или» несет в себе соединительный (равен союзу «и») смысл. В неравенстве x≤a предполагается, что x может принимать значения меньше или (и) равном а. Таким образом, не корректно переносить понятия из раздела логической математики в раздел неравенств. Ваш учебник хороший и мой сын учится по нему и довольно успешно, но его необходимо периодически редактировать.
С уважение, д.т.н., профессор,
зав. кафедрой «Химия» Пензенского
государственного университета Перелыгин Юрий Петрович.

Уважаемый Юрий Петрович! В

PetersonLG аватар

Уважаемый Юрий Петрович!

В качестве обоснования истинности приведенного Вами высказывания из нашего учебника 4 класса я использовала вовсе не количество лет его публикации, а ссылку на Математический энциклопедический словарь, изданный, кстати, в СССР. Информацию же о многократном успешном прохождении наших учебников экспертиз ведущих научных организаций (РАО, РАН, МГУ, МФТИ) я привела лишь в качестве ответа на Ваш вопрос «Как мог быть издан такой учебник и как по нему учат в наших школах?», а также для того, чтобы предоставить Вам повод еще раз критически проанализировать свое замечание.

Действительно, если бы знак ≤ нес в себе соединительный смысл, то множество решений любого нестрогого неравенства было бы пустым. Их рассмотрение в принципе потеряло бы смысл. Именно поэтому математика выбирает в качестве своего основания не обыденные речевые смыслы, а логику.

Рассмотрим простейший пример. Как известно, под решением неравенства понимается всякое число, при подстановке которого вместо переменной данное неравенство превращается в верное высказывание. Но если понимать знак ≤ в соединительном смысле, то, например, неравенству х ≤ 2 не будет удовлетворять ни одно число: не может же оно быть одновременно и меньше, и равно двум! К сожалению, на этом «режутся» многие ученики на ЕГЭ и вступительных экзаменах в вузы.

Когда я еще только начинала работать в школе (1972), я была потрясена тем, что многие учащиеся выпускных классов этого не понимают. Именно поэтому я и закладываю основы понимания сущности нестрогих неравенств еще в начальной школе. Как выяснилось, чем старше ученик, тем труднее ему это осознать. Многие годы практического преподавания показали, что сензитивным периодом (то есть, оптимальным возрастом) для усвоения данного факта является именно 3-4 класс.

Кстати, этот пример раскрывает механизм, за счет которого разрыв в показателях уровня математической подготовки детей, обучающихся по нашей программе, становится обычно более выраженным в старших классах. Вот, например, данные независимых тестирований, о которых нам рассказали учителя, работающие в школе №1315 САО города Москвы.

Городской контроль знаний по математике
Класс Программа Качество (4 и 5)
5 «А» Л.Г. Петерсон 80%
5 «Б» Л.Г. Петерсон 88%
5 «В» Н.Я. Виленкин 50%

Результаты экзамена в 9-х классах с независимой комиссией
Класс Программа Качество (4 и 5)
9 «А» Л.Г. Петерсон 100%
9 «Б» М.И. Моро − Н.Я. Виленкин 33%

Результаты ЕГЭ в 11-х классах
Класс Программа % без 2 Качество (4 и 5)
11 «А» Л.Г. Петерсон 100% 77%
11 «Б» М.И. Моро − Н.Я. Виленкин 83% 43%

Таких примеров я могла бы привести сотни, но лишь с одной целью – помочь Вам осознать, как важно позаботиться о том, чтобы в 5 классе Ваши дети перешли на нашу программу к подготовленному к работе по программе учителю.

Что же касается редактирования наших учебников, мы стараемся это делать регулярно. Последний раз их редактировали РАО и РАН в 2010 году.

Между тем, как и в любой книге, в учебниках, конечно, могут быть опечатки. К сожалению, и мы не до конца избавились от опечаток в наших учебниках, хотя с каждым годом их становится все меньше. Поэтому мы всегда будем благодарны за любые конструктивные замечания.

С уважением, Л.Г. Петерсон

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000..."
www.sch2000.ru

Спасибо, Людмила Георгиевна,

svetu аватар

Спасибо, Людмила Георгиевна, за такой интересный учебник. Работаю по нему уже 10 лет и ни на какой другой менять не хочу.

Мне очень нравится математика

tatyna.k аватар

Мне очень нравится математика Петерсон, она очень хорошо развивает мышление и логику. Доступно излагается, учащимся нравится.

Я занимаюсь по этому УМК

Shomahova Svetlana аватар

Я занимаюсь по этому УМК четвёртый год и очень довольна результатами. Учебник Л.Г.Петерсон отличается логикой построения материала, и направлен на развитие логического мышления, речи, воображения. Задания очень интересные. Выполняя задание, ученик может получить дополнительную информацию.Дети учатся всё делать самостоятельно. Стараются сами делать выводы и применять их на практике. Моим учащимся нравится работать с головоломками и прводить "блиц".
Особое спасибо Л.Г.Петерсон за методические пособия, которые здорово выручают учителя.

Материал учебника учит

PolakovaAlla аватар

Материал учебника учит добывать знания самостоятельно, побуждает к поиску дополнительной информации. Материал объединяет знания по разным учебным предметам. Задания учебника разнообразны, учат думать, рассуждать, мыслить не стандартно.Детям работать удобно. Учителю проверять задания легко.

Уважаемые коллеги! По

ivlieva аватар

Уважаемые коллеги!
По данному учебнику учителя начальной школы нашей гимназии обучают детей математике на протяжении 12 лет.Я проходила курсы в 2002 году по программе "Школа 2000..." в г.Москве в Академии повышения квалификации для работников образования и имела возможность пообщаться с авторским коллективом и лично с Л.Г.Петерсон. Впечатления самые хорошие. Авторы разработали умный, интересный учебник как для детей, так и для учителей. Принцип mini- maxa, на основе которого подобраны задания на уроке, позволяет освоить всем учащимся госстандарт, а также удовлетворить потребности талантливых детей.
В настоящее время от школы требуют учить по- новому, так вот учебники Л.Г.Петерсон уже 15 лет назад учили по-новому. Основой этого, является заложенный деятельностный подход в обучении. Данный метод позволяет учителю построить урок таким образом, что новые знания дети получают сами в процессе решения проблем. Деятельностный подход наши учителя научились применять на уроках и по другим предметам. К данному учебнику прилагается очень богатое методическое обеспечение, которое помогает учителю качественно подготовиться к уроку. А электронный анализ контрольных работ позволяет как учителю, так и ученику взглянуть на сложившиеся проблемы со всех сторон.
С уважением, Ивлиева Галина Сергеевна.

Ивлиева Галина Сергеевна, Тамбовская область

Учебник мне нравится. Жаль,

NataAleksa1996 аватар

Учебник мне нравится. Жаль, что он теперь не входит вУМК "Школа 2100".

Уважаемая Наталья

PetersonLG аватар

Уважаемая Наталья Валерьевна!
Вы имеете возможность работать по нашим учебникам и любым учебникам по другим учебным предметам по Вашему выбору (в том числе и из УМК «Школа 2100»). Сегодня существует открытый учебно-методический комплект «Школа 2000…», который включает в себя:
1) Учебники математики по нашей непрерывной программе курса математики «Учусь учиться».
2) Любые учебники из Федеральных перечней по другим учебным предметам по выбору образовательных учреждений (независимо от того, в какие УМК они включены), при условии, что технологической основой их использования является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...» (базовый уровень).
Нормативным основанием для работы по открытому УМК «Школа 2000...» являются:
1) Закон РФ «Об образовании» (2004);
2) Заключение РАО от 14 июля 2006 года;
3) Письмо АПК и ППРО от 12 января 2006 года;
4) Программа непрерывного курса математики «Учусь учиться». - М, АПК и ППРО, 2006.
Но в этом случае Вы должны правильно называть комплект, по которому Вы работает - не «Школа 2100», а «Школа 2000...».
Необходимую консультацию Вы можете получить в нашем Центре.
Телефон Центра - (8-495)797-89-77, адрес сайта: sch2000.ru.

С уважением, Л.Г. Петерсон

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000..."
www.sch2000.ru

Добрый вечер, уважаемая

drovosekovaludmila аватар

Добрый вечер, уважаемая Людмила Георгиевна. Помогите пожалуйста.
Давно пытаюсь найти ответ на вопрос.
Позволят ли нам в связи с введением новых стандартов в начальной школе использовать и далее ваши учебники из УМК "Школа 2000" в УМК Занкова и УМК Эльконина- Давыдова?
Мы работаем по ним уже несколько лет. Учебник хороший. Нравится детям и учителям. Результаты обучения отличные. Но нам сделано замечание о несоответствии УМК. Что нужно сделать, чтобы отстоять учебник? Что такое открытый УМК? Где я могу найти тексты Заключения РАО от 14 июля 2006 года и Письмо АПК и ППРО от 12 января 2006 года.
И ещё. В 5-6 классах мы также используем ваш комплект. А какой учебник вам ближе далее. Наши педагоги взяли учебник Мордковича.
С уважением Людмила Ивановна

Людмила Ивановна Дровосекова

Уважаемая Людмила

PetersonLG аватар

Уважаемая Людмила Ивановна!

Необходимые Вам нормативные документы образования могут быть направлены по Вашей электронной почте. Для этого по телефону нашего Центра (8-495) 797-89-77 Вы должны сделать запрос и сообщить свои координаты.

Пояснения по поводу открытого УМК «Школа 2000...» я дала в своем ответе на Ваше сообщение от 11 марта 2010 г.

УМК «Школа 2000...» является «открытым» в том смысле, что не делает ограничений на использование учебников по разным учебным предметам из Федеральных перечней при условии, что в качестве технологической основы учитель использует дидактическую систему деятельностного метода «Школа 2000...».

В частности, вместе с нашими учебники на основе ДСДМ Вы можете использовать и учебники, разработанные на основе дидактических идей Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и др. Но при выборе в качестве дидактической основы своей работы нашей ДСДМ Вы используете именно УМК «Школа 2000...», а не УМК Д.Б. Эльконина − В.В. Давыдова, и не УМК Л.В. Занкова.

Подробнее об этом можно узнать на наших курсах, которые начинаются с 22 марта (их сразу несколько для разных категорий слушателей − педагогов начальной школы, математиков средней школы, педагогов-предметников средней школы, психологов и др.). Информацию о курсах можно также получить по телефону Центра или на сайте www.sch2000.ru.

19−21 апреля состоится XV Всероссийская конференция Ассоциации «Школа 2000...» по проблеме: «Образовательные стандарты второго поколения: механизмы реализации, средства диагностики, модели внедрения на основе системно-деятельностного подхода “Школа 2000…” (опыт регионов)». На конференции, как это следует из названия, будут обсуждаться многие актуальные вопросы реализации новых образовательных стандартов при использовании нашей программы и наших учебников, в том числе и проблемы использования открытого УМК «Школа 2000...».

Проблемой формирования надпредметных (универсальных) учебных умений, которые заявлены как приоритет новых образовательных стандартов, мы занимаемся уже более 30 лет и у нас здесь есть определенные достижения. Планируется, что все учебники и УМК будут проходить повторную экспертизу на соответствие новым стандартам.
Естественно, что мы тоже будем участвовать в этом процессе. Но это не вопрос ближайшего года – Федеральные перечни на 2010/2011 учебный год утверждены.

После изучения курса математики 1-6 по нашим учебникам дети подготовлены к работе в 7 классе по любым из ныне действующих учебников, в том числе и по учебникам А.Г. Мордковича. Однако концептуально более близкими, с моей точки зрения, являются учебники Г.В. Дорофеева и А.И. Маркушевича. Учебники Г.В. Дорофеева, по моему мнению, больше подходят после наших учебников для классов гуманитарного профиля, а учебники А.И. Маркушевича – для классов естественнонаучного и математического профиля.

В настоящее время в рамках Центра "Школа 2000..." совместно с математиками РАН и МГУ началась работа над непосредственным продолжением наших учебников математики 1-6 в старшую школу. Так, на экспериментальных площадках Москвы и Подмосковья в этом году успешно прошел апробацию учебник математики для 7 класса, что дает основание для более широкой его апробации в будущем году. В дальнейшем планируется создание учебников математики по нашей программе вплоть до выпускных 11 классов.

С уважением, Л.Г. Петерсон

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000..."
www.sch2000.ru

Сегодня ребенку задали

zaytseva_julia аватар

Сегодня ребенку задали задачу (Петерсон, 4 класс, часть 2, с.12, №5(в) ).
"Cколько теплиц длиной 24 м и шириной 5 м поместится на участке земли площадью 3 га".
Наверное, автор предполагает, что
30000:(24*5)=250. Но если слегка задуматься, то очевидно, что это не так. Все зависит от формы и размеров участка земли. Например, если участок прямоугольной формы с шириной 4 м, то ни одной не поместится.
На мой взгляд, задача абсолютно безграмотна.

Уважаемая Юлия

PetersonLG аватар

Уважаемая Юлия Владимировна!
В наших учебниках, изданных после 2005 года, мы не нашли такой задачи. Возможно, Вы работаете по очень старому варианту, который уже многократно переработан и исправлен (последняя редакция была в 2009 году), или это вообще какое-нибудь контрафактное издание.
Телефон нашего Центра - (8-495)797-89-77, адрес сайта: sch2000.ru. По телефону Вы можете узнать координаты издательства Ювента, издающего наши учебники, а на сайте – заказать нужную литературу.
С уважением, Л.Г. Петерсон

С уважением,
Людмила Георгиевна Петерсон , д.п.н., профессор,
директор, научный руководитель ЦСДП "Школа 2000..."
www.sch2000.ru

Последние комментарии

 Онлайн конференция Intel «Новая школа: мой маршрут» получит продолжение






Всероссийский конкурс проектов учителей, применяющих информационные технологии Microsoft и Intel в учебной работе



 

Читайте нас в:

Вход в систему

Опрос

Будет ли способствовать введение профессионального стандарта учителя повышению качества образования?
Да
50%
Не уверен
42%
Нет
7%
Всего голосов: 895

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru