Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником?

С 18 по 23 августа Кемеровский РЦИПО проводит круглый стол по теме «Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником?»
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Особенность начальной школы как самоценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) установлено, что учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки  обучающихся, состав, структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по годам обучения.
При этом основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов при условии реализации в начальной школе нескольких образовательных систем и учебно-методических комплектов.
         Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, дополнительного образования детей.
         Кемеровским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования в течение 2009-2010 учебного года проводились проблемно-ориентированные, практико-обучающие семинары по вопросам внедрения ФГОС НОО для методистов муниципальных методических служб, руководителей методических объединений, курирующих начальную школу, учителей начальных классов. Активное взаимодействие с издательствами и сотрудничество с коллегами способствовало определению основных направлений в работе со стандартами нового поколения.
Таким образом, 46 муниципальных общеобразовательных учреждений Кемеровской области прошли отбор на внедрение ФГОС НОО в 2010-2011 учебном году. Нами были проведены обучающие семинары, консультации, в ходе которых рассматривались актуальные вопросы по введению ФГОС НОО в образовательные учреждения, одним из которых являлась организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Рассмотрим особенности конструирования в рамках учебного плана внеурочной деятельности. ФГОС НОО определеныее направления (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Планируемый объем учебного времени - 10 часов в неделю.
Различные образовательные системы и учебно-методические комплекты для организациивнеурочной деятельности предлагает органично связанные с учебным процессом программы научных клубов младших школьников, кружковую работу, организуемую с помощью различных программ, организацию факультативов, которые служат продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе и т. д. Это оказывает посильную помощь в реализации направлений внеурочной деятельности.
Используя материалы, разработанные совместно с коллегами из различных регионов РФ, для организации внеурочной деятельности в муниципальных общеобразовательных учреждениях Кемеровской области, работающих по ФГОС НОО в 2010-2011 учебном году, мы предлагаем вариант проектирования внеурочной деятельности учебного плана на примере УМК «Перспективной начальной школы» (при условии его реализации в классах, работающих по данному учебно-методическому комплекту).
 
Сетка часов внеурочной деятельности
 
Направления
Формы организации
внеурочной деятельности
                          
Часов в неделю по классам
 
Всего
I
II
III
IV
Спортивно-оздоровительное
Конкурсы, соревнования, кружки, секции
3
3
3
3
12
Художественно-эстетическое
«Музей в твоем классе», кружки, факультативы, экскурсии
2
2
2
2
8
Научно-познавательное направление и общественно-полезная деятельность*
Научный клуб школьников
«Мы и окружающий мир»
Научный клуб школьников
«Ключ и заря»
«Факультатив по математике»
Конференции
4
4
4
4
16
Военно-патриотическое
Экскурсии, конференции, игры, поисковые исследования
2
2
2
2
8
Проектная деятельность
Программа «Изучаем родной край»
Проекты
1
1
1
1
4
Итого
10
10
10
10
40
*Научно-познавательное направление и общественно-полезная деятельность в сетке часов объединены в связи с интеграционным характером задач, решаемых предлагаемыми формами организации внеурочной деятельности                     
        
В таблице показано, какие возможности УМК «Перспективная начальная школа» могут быть использованы для организации художественно-эстетического и научно-познавательного направлений, общественно-полезной и проектной деятельности. Также представлено примерное количество часов на реализацию каждого направления.
         Учитывая, что в некоторых образовательных учреждениях начальной школы используется несколько образовательных систем и учебно-методических комплектов, возможно проектирование внеурочной деятельности учебного плана с использованием нескольких ОС и УМК. При этом количество направлений в организации внеурочной деятельности увеличивается. Например, общеинтеллектуальное направление может осуществляться через такие формы как факультативы, работу научных клубов, проведение конференций с использованием методических материалов, разработанных ОС и УМК.
Учитывая, что общее количество недельных часов, отводимых на внеурочную деятельность, составляет 40 часов, для каждого класса предлагаются: обязательные формы деятельности и занятия по выбору из предлагаемых вариантов (например, в художественно-эстетическом направлении - драматический театр, хор, экскурсии, клуб «Мой родной край», кружок «Бабушкина шкатулка» и т. д.), а так же формы деятельности для конкретной образовательной системы или учебно-методического комплекта (например, для УМК «Перспективной начальной школы» - клуб «Ключ и Заря»; для ОС «Л. В. Занкова» – «Экономика для малышей»).
 
 
Уважаемые коллеги!
С целью актуализации данной темы предлагаем обсудить следующие вопросы:
1.     Как организуется внеурочная деятельность в вашем регионе в образовательных учреждениях, которые будут работать по ФГОС НОО в 2010-2011 году?
2.     Какие учебники и методические материалы ОС и УМК оказывают помощь в организации внеурочной деятельности?
3.     Кто, по Вашему мнению, должен будет реализовывать внеурочную деятельность в общеобразовательной школе: учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, учителя – предметники или внешние организации дополнительного образования?
4.     Каким образом должен осуществляться деятельностный подход во внеурочной деятельности?
 
Ведет круглый стол: Черемисина Варвара Геннадьевна, к. п. н., заведующая кафедрой начального общего образования Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования
 

Читайте нас в:


Вход в систему

Опрос

Будет ли способствовать введение профессионального стандарта учителя повышению качества образования?
Да
51%
Не уверен
42%
Нет
7%
Всего голосов: 788

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru