Брифинг-консультация "Учебники для средних профессиональных образовательных учреждений: «Литература», разговор с автором"

С 15 апреля  по  29 апреля проводится брифинг-консультация "Учебники для средних профессиональных образовательных учреждений: «Литература», разговор с автором".
Брифинг-консультацию проведут авторы учебников Обернихина Галина Аркадьевна и Емельянова Татьяна Валентиновна.

Обернихина Галина Аркадьевна – к.п.н., профессор, зав.кафедрой преподавания русского языка и литературы АПКиППРО.
Емельянова Татьяна Валентиновна – доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО.
 

Уважаемые коллеги, представляем вашему вниманию учебно-методический комплект для
студентов средних профессиональных учебных заведений:

1) «Литература: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / [Г.А.Обернихина, И.Л.Вольнова, Т.В.Емельянова и др.]; под ред. Г.А.Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 656 с.»;
2) «Литература: практикум: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / [Г.А.Обернихина, И.Л.Вольнова и др.]; под ред. Г.А.Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с.»;
3) «Литература: книга для преподавателя: методическое пособие / Г.А.Обернихина, Е.В.Мацыяка; под ред. Г.А.Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.»
Авторский коллектив:

Обернихина Г.А., к.п.н, профессор, зав.кафедрой преподавания русского
языка и литературы АПКиППРО, руководитель работы.
Антонова А.Г., к.п.н., проректор по учебно-методической работе КРИПКРО
Емельянова Т.В., доцент кафедры преподавания русского.
языка и литературы АПКиППРО.
Зернов Д.И. заместитель директора ГБОУ «Городской методический центр» департамента образования города Москвы.
Максимова И.Л. (бывш. Вольнова), учитель русского языка и литературы ГБОУ города Москвы гимназия № 1530 "Школа Ломоносова".
Мацыяка Е.В. к.п.н., доцент кафедры преподавания русского языка  и литературы АПКиППРО.
Савченко К.В., доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО.


Учебно-методический комплект по литературе для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования включает в себя учебник «Литература», учебное пособие «Литература: практикум» и методическое пособие «Литература: книга для преподавателя». УМК обеспечивает преподавание предмета «Литература» в учреждениях среднего профессионального образования разных профилей. Курс строится с опорой на актуализацию знаний по литературе, русскому языку, истории, мировой художественной культуре, полученных обучающимися на предыдущем этапе обучения.

Содержание учебника «Литература» составляет историко-литературный процесс конца XVIII - начала XXI веков, который рассматривается в обзорных и монографических главах. В обзорных главах характеризуются закономерности развития русской и зарубежной литератур, литературы народов России, взаимосвязь литературы и других видов искусства. Важно, чтобы учащиеся осваивали знания об историко-культурной обстановке того времени, когда было создано произведение, понимали причинно-следственные отношения между искусством и жизнью.   В монографических главах подробно отражены основные этапы жизни и творчества крупнейших русских писателей этого периода с анализом наиболее значительных произведений. Методической основой учебника являются текстоориентированный и деятельностный подходы к изучению литературы, и в соответствии с этим выстроен его методический аппарат.

Специфика изучения литературы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования состоит в значительном увеличении доли самостоятельных форм работы студентов, поэтому методический аппарат учебника «Литература» содержит задания трех уровней сложности и предоставляет большие возможности для активизации самостоятельности студентов, дифференциации и индивидуализации учебного процесса.

Методический аппарат учебника практически не содержит заданий репродуктивного характера и построен таким образом, чтобы задания в той или иной степени представляли собой алгоритм аналитической работы с текстом произведения, учебника или с дополнительными источниками информации.

Учебное пособие «Литература: практикум»  – книга, не имеющая аналогов на современном рынке учебно-методической литературы. На первый курс образовательных учреждений среднего профессионального образования приходят выпускники разных школ, поэтому авторы УМК включили в практикум разделы, содержание которых нацеливает первокурсников на совершенствование не только предметных, но и метапредметных компетенций: «Как читать книги с пользой для себя» (представлены рекомендации по рациональному чтению, которые могут способствовать повышению качества работы студентов с текстами учебника, художественных произведений, литературно-критических статей и др.); «Как писать рефераты и сочинения» (включает советы по созданию письменных работ разных видов и жанров); «Как готовиться к практическим занятиям» (представлены планы анализа художественных произведений разных родов и жанров); «Материалы для самостоятельной работы с текстами художественных произведений» (содержит материалы для анализа поэтических текстов, фрагментов эпических и драматических произведений – развернутые планы по всем темам курса); «Литературно-критические статьи» (содержит фрагменты литературно-критических статей); «Иллюстративные материалы к художественным произведениям» (предлагается иллюстративный материал для сопоставления его с текстом художественного произведения, сравнения  работ разных художников, развития речи и образного мышления студентов); «Примерные темы сочинений» (разработаны по всем темам курса, предоставляют возможности для дифференциации самостоятельной работы студентов); «Краткий словарь литературоведческих терминов и понятий» (включает теоретический материал, необходимый студентам для работы с текстом учебника, художественными произведениями литературы и создания собственных письменных текстов); «Синхронистические таблицы» (представляют историко-культурный контекст развития русской литературы XIX-XX вв., дополняют и углубляют обзорные главы учебника).

Практикум ориентирован на самостоятельную работу студентов: он знакомит с приемами, оптимизирующими процесс чтения художественной литературы и подготовки собственных текстов, а также помогает развивать навыки анализа художественных произведений. Методический аппарат учебника предусматривает различные виды работы  студентов с каждым из разделов практикума.   Задания методического аппарата практикума, как и в учебнике,  дифференцированы по трем уровням сложности. 

Методическое пособие «Литература: книга для преподавателя» включает в себя три раздела: первый и второй содержат примерное распределение учебной нагрузки для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования разных профилей (педагогического, естественно-научного, экономического и т.д.); третий включает в себя фрагменты из переписки писателей, из трудов известных литературоведов, критиков, публицистов, а также опорные вопросы для анализа произведений. В методическом пособии представлена методика преподавания курса и даны рекомендации по эффективной работе с методическим аппаратом учебника и практикума при организации самостоятельной и аудиторной работы студентов.

Новизна и практическая значимость представленной работы состоят в том, что она являет собой законченный учебно-методический комплект, предназначенный для образовательных учреждениях среднего профессионально образования разных профилей с учетом специфики данных учреждений. В нем отражены концептуальные идеи современного  российского образования, принципы деятельностного обучения, способствующие развитию компетентностной сферы личности: читательской, коммуникативной, духовно-нравственной, ценностно-смысловой, познавательной, культуроведческой, информационной компетенций.

Концепция УМК обсуждалась с преподавателями русского языка и литературы образовательных учреждений среднего профессионального образования, пожелания преподавателей были учтены авторами, материалы УМК апробировались на курсах повышения квалификации педагогических работников системы среднего профессионального образования.

Предлагаем вашему вниманию фрагменты из учебника.

Фрагмент содержания учебника




Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Приглаашем на брифинг-консультацию

emelyanova аватар

Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в брифинг-консультации "Учебники для средних профессиональных образовательных учреждений: «Литература», разговор с автором", которая начнется 15 апреля.

Может быть, кто-то из преподавателей русского языка и литературы знаком с нашим УМК, использует его в своей работе, готов задать вопросы нам, авторам этого УМК.

Кроме того, хотелось бы услышать ваше мнение относительно отличий в содержании, методическом аппарате, полиграфическом исполнении УМК для средних профессиональных учебных заведений в сравнении с УМК для старших классов общеобразовательных школ.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Стандарт и учебники по литературе.

Nigvatzyanova аватар

Прошу Вас, пожалуйста, проведите брифинг-консультацию с авторами учебников по литературе для средних общеобразовательных школ и составителями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федерального компонента государственного стандарта образования (ФКГС, 2004 г.)

О брифинг-консультациях с авторами учебников

emelyanova аватар

Уважаемая Ревва Соппуховна, вот на этой странице http://net-edu.ru/ikc/ask-a-question.html Вы можете высказать свое пожелание, указав конкретных авторов.
Здесь же будет проводиться та консультация, которая заявлена в аннотации.

Давайте относиться друг к другу с уважением.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Уважаемые коллеги!

Obernihina аватар

Уважаемые коллеги!

Предлагаемый для обсуждения УМК адесован для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Учебное пособие «Литература: практикум» может быть использован в ощеобразовательных учебных заведениях и многие учителя работают с ним. Если у вас есть такой опыт, поделитесь. Хотелось бы услышыть ваше мнение о содержании рубрик " Полезные советы" и "Полезные материалы". Как вы считаете, актуальны ли разделы "Как читать книги с пользой для себя","Как писать рефераты и сочинения","Как готовиться к практическим занятиям"? Как вы используете в своей работе "Синхронистические таблицы"?

Мы работаем в гимназии №1530.

Лейфман Ирина Михайловна аватар

Мы работаем в гимназии №1530. Используем этот УМК для работы в старших классах, особенно при изучении литературы второй половины XIX века и поэзии ХХ века. Содержание рубрик "Практикума" интересно, разнообразно и практически полезно. Сейчас, когда от учеников требуется проектная деятельность, умение самостоятельно изучить тему, создать реферат, материалы разделов "Практикума" помогают им в этой работе.
Ввиду того что учащиеся должны иметь учебник на уроке, мы рекомендуем издать его в двух частях на хорошей бумаге и создать также его электронную версию для удобства пользования.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Яндекс.Метрика

Последние комментарии

 

Читайте нас в:

Вход в систему

Опрос

Чем является для Вас аттестация?
Средством получения новых знаний и освоения новых компетенций;
85%
Способом доказать свой высокий профессиональный уровень;
4%
Средством повышения профессионального статуса и продвижения в карьере;
3%
Средством улучшения материального положения за счет увеличения заработной платы;
1%
Средством самореализации, самосовершенствования и самоудовлетворенности.
7%
Всего голосов: 4497

НАШИ ПАРТНЕРЫ

http://www.intel.ru/




 
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика