СЕТЕВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА АСОУ приглашает в сетевую методическую мастерскую «Психолого-педагогические аспекты воспитания дошкольников: рекомендации педагогам ДОУ»

С 21 по 23 декабря 2016 года СЕТЕВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА приглашает принять участие в работе сетевой методической мастерской «Психолого-педагогические аспекты воспитания дошкольников: рекомендации педагогам ДОУ». Сетевую методическую мастерскую проводит кафедра общей и педагогической психологии ГБОУ ВО МО «Академия социального управления».
Цель сетевой методической мастерской: предложить педагогам для всестороннего изучения и обсуждения материалы и рекомендации по теме базовых психолого-педагогических  аспектов воспитания в семье и образовательном учреждении.

Задачи сетевой методической мастерской:
1.Рассмотреть нормативное психическое развитие в дошкольном возрасте, а также асинхронное и дисгармоничное развитие.
2.Рассмотреть особенности социализации и развития личности ребенка в дошкольный период.
3. Определить роль семьи в развитии и воспитании ребенка  и познакомиться с методами выявления и коррекции семейного неблагополучия.

Приглашаем к работе классных руководителей, заместителей директора по воспитательной работе, социальных педагогов, школьных психологов.

Изучив представленные материалы, вы сможете задать вопросы модераторам сетевой методической мастерской, а также поделиться своим опытом работы в данном направлении, высказать собственное мнение по заявленной проблеме.

Ведут сетевую методическую мастерскую:
Краева Марина Юрьевна, доцент кафедры общей и педагогической психологии
Ашихмина Ольга Анатольевна, доцент кафедры общей и педагогической психологии
Дерябина Валентина Васильевна, доцент кафедры общей и педагогической психологии

Расписание работы сетевой методической мастерской
 
Даты
Этапы методической мастерской

Материалы для  обсужденияВопросы для обсуждения
21.12.16г.


Основные психологические новообразования дошкольного возраста. Нормативное и дисгармоничное развитие ребенка.
1. Краткая информация о
закономерностях психического развития в дошкольный период (Приложение 1).

2. Проблема асинхронного и дисгармоничного развития дошкольника (Приложение 2).

1.    Роль игры как ведущей деятельности в дошкольный период.
2.    Каковы закономерности развития игровой деятельности?
3.    Какова роль изобразительной деятельности в психическом развитии дошкольника?
4.    Сюжетное конструирование и творческое мышление ребенка.
5.    Как проявляется асинхрония развития в дошкольный период?
6.    Каковы признаки дисгармоничного развития ребенка?
 
22.12.16г.


Социализация и развитие личности ребенка.
1.Информация о особенностях социализации ребенка в дошкольном возрасте (Приложение 3).
2.Особенности коммуникации детей (Приложение 4).
3.Сюжетно-ролевая игра. (Приложение 5).
4.Социальный статус ребенка в группе детского сада. (Приложение 6).
5.Методики на выявление оценки уверенности в себе и диагностики сферы общения у детей. (Приложение 7)
6.Влияние большинства- феномен конформизма в детской группе (видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=MoeQ3I7BRpY )

1. Специфика детского общества.
2.Группа детского сада как практика социального поведения ребенка.
3. Как дети общаются друг с другом? Существуют ли отклонения от нормативной детской коммуникации?
4. Межвозрастная игра и коммуникация- преимущества и проблемы.
5. Кто в детской группе становится «отверженным», а кто- «предпочитаемым»?
6. Как воспитатель может помочь ребенку преодолеть отчуждение?
7. Как у детей определяется их социальная роль?

 
23.12.16г.


Роль семьи в развитии и воспитании ребенка.











Рефлексия.
Подведение итогов.
1.Краткая информация о роли семьи в развитии ребенка (Приложение 8).
2.Психолого-педагогические основы семейного воспитания (Приложение9).
3.Описание стилей семейного воспитания  (Приложение 10).
4. Скрытые формы неблагополучия семей (Приложение 8).
5.Методы выявления и коррекции семейного неблагополучия (Приложение 11).
6.Краткие тезисы-рекомендации педагогам ДОУ «Прочти и дополни» (Приложение 12).
 
1. Как на практике выявляется скрытое семейное неблагополучие?
2. Какие формы воздействия на семью возможны в случае проблемного поведения ребенка?
3. Как установить конструктивное взаимодействие с «трудным» родителем?


 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Подведение итогов.

Marinakraeva аватар

Уважаемые коллеги! Мы благодарны всем, кто принял участие в работе нашей мастерской.
Наряду с тем, что мы смогли обсудить ряд важных вопросов, обозначились перспективные направления работы в системе дошкольного образования.
Мы были бы признательны, если бы вы выразили ваши впечатления от нашей совместной работы, а также замечания и пожелания.
Пользуясь случаем, хочется поздравить всех с наступающим Новым Годом, пожелать вам сил, творческих успехов, профессиональных находок и плодотворных встреч в наступающем году! Счастья и успехов Вам!

Здравствуйте, коллеги! Начинает работу сетевая школа методиста
Краева М.Ю.

взаимодействие с семьей

Marinakraeva аватар

Уважаемые коллеги, хотелось бы обсудить, какие наиболее эффективные формы сотрудничества с семьей используете вы в своей практике?

Здравствуйте, коллеги! Начинает работу сетевая школа методиста
Краева М.Ю.

Развивающая игра

Marinakraeva аватар

Проблема культуры сюжетной игры, о которой говорила Оксана Осипова, мне кажется даже более серьезной, чем может показаться на первый взгляд. В наш век "гаджетов", "технологий" и "непрерывного развития" видоизменяются навыки непосредственного межличностного взаимодействия, причем с раннего детства. Все наверное обращали внимание, с какой легкостью дети осваивают новые технологии, зачастую вся познавательная активность ребенка реализуется именно в этом. Но ведь в этот период идет интенсивное развитие многих когнитивных функций: воображения, памяти, речи, и.т.д. Если нет какого-то дефицита в этом - потребность снижается, и трудно ожидать полноценного развития функции. К примеру, если не надо учиться запоминать (все и так всегда "под рукой", в свободном доступе) , то для чего развиваться памяти? Или - если ты участвуешь в электронной игре, то и сюжет, и ход ее четко задуман и подсказывается разработчиками, ты же только исполнитель на разных ее уровнях. Что в этом случае, будет происходить с развитием воображения? Современная ситуация ставит перед педагогикой и психологией вопросов больше, чем на сегодняшний день есть ответов. Интересно было бы узнать ваше мнение коллеги. Есть ли у вас наблюдения на эту тему? Или может - это необоснованные тревоги?

Здравствуйте, коллеги! Начинает работу сетевая школа методиста
Краева М.Ю.

К вопросу о физических

Marinakraeva аватар

К вопросу о физических наказаниях. В статье упоминается, что первая группа наказаний относится к различным формам лишения (игнорирование ребенка), вторая - аппелирует к страху., а физическое наказание ничего не добавляет само по себе. С этим я не согласна. Физическое наказание порождает гнев и агрессию, которые могут быть скрытыми (подавленными) и тогда это будет проявляться в низкой самооценке, сверхугодливости ребенка и жестокости по отношению к более слабым. А могут носить и открытые формы. И тогда это будет проявляться в разрушительном, протестном поведении (или саморазрушительном).
И еще интересный факт. В Англии до недавнего времени мальчиков пороли. И каким -то невероятным образом, это не отражалось на их личности, джентельмены вырастали джентельменами. В наших реалиях учитель не может "выпороть" ученика. Зато может "треснуть" по голове указкой. Никакх внешних рубцов. Зато какие - внутренние. Хотелось бы узнать ваше мнение, с чем э
то связано?

Здравствуйте, коллеги! Начинает работу сетевая школа методиста
Краева М.Ю.

Спасибо Оксане Осиповой за

Marinakraeva аватар

Спасибо Оксане Осиповой за предоставленные материалы. Они, безусловно, очень содержательны и полезны. Вопрос наказания ребенка и вообще построения отношений с ним (ролевые позиции матери и отца) вызывают еще одну мысль. Родитель, как правило, всегда воспроизводит свою собственную детско- родительскую модель отношений ("отраженные родительские установки"). И парадокс заключается в том, что родители, которые сами воспитывались в гармоничных, благополучных семьях, читают все наши рекомендации, у них нее нарушена тяга к развитию и самопознанию. А родители с искаженной моделью, редко об этом задумываются, действуют так, как считают правильным. А правильно то, что делают они.

Здравствуйте, коллеги! Начинает работу сетевая школа методиста
Краева М.Ю.

Здравствуйте, коллеги! Очень

Marinakraeva аватар

Здравствуйте, коллеги! Очень рада возможности обсудить с вами интересующие вопросы

Здравствуйте, коллеги! Начинает работу сетевая школа методиста
Краева М.Ю.

Здравствуйте, участники

OSIPOVA.OKSANA аватар

Здравствуйте, участники форума, ведущие!
Хочу поделиться статьей, представленной в книге Короткий В.И. Психология для родителей. – М.: Айрис-пресс, 2004. Можно дополнить тезисы-рекомендации.

Три столпа успешного воспитания

Нежелательные формы
поведения легко могли бы
исчезнуть, если бы те, кому
доверен процесс воспитания,
осуществляли его правильно и
не были вынуждены наказывать
за то, что они сами вначале
непроизвольно поощряли.
Б.Ф. Скиннер.

Ничто не может с такой силой повлиять на правильное (нужное нам) поведение ребёнка, как наглядный родительский образец.
Когда родители сами то и дело уклоняются от внушаемых ребёнку предписаний, им не следует жаловаться, что ребёнок ведёт себя так же. Это относится ко всем сферам жизни взрослых, и в первую очередь к нашей манере говорить. Язык – это душа человека. Дети пристально следят за разговором родителей, особенно во время вечеринок. Обладающая речевой культурой семья формирует у ребёнка тот же тип общения. Хороший язык родителей запомнится ребёнку. Он будет ему, естественно, подражать, поскольку почти не знает другого. Если родители ссорятся, прибегая к весьма крепким выражениям, трудно иного ожидать от ребёнка. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры семья получит в своём ребёнке слепок своих недостатков в общении.
«Посеешь поступок – пожнешь привычку». Многие привычки культурного поведения (вежливость, внимательность, взаимная сдержанность) складываются по этому алгоритму. Ребёнок усваивает тон разговора взрослых. Если отец считает необходимым поблагодарить сына за то, что тот по его просьбе принес ему книгу, подал нужный инструмент, то и сын совершенно естественно начнет вести себя так же. Трудно требовать от ребёнка опрятности, организованности, пунктуальности, если родители не следят за своим внешним видом и действуют некорректно по отношению к окружающим. Из безобидных на первый взгляд недостатков вырастают достаточно отрицательные черты личности. Согласитесь, что, мало удовольствия приносит общение с человеком, который вмешивается в разговор, перебивая говорящего, который смеётся над промахами и недостатками других, который, не спрашивая вашего согласия, переходит на «ты» (и мусор выбрасывает себе под ноги, там, где стоит!).
Воспитательное воздействие передаётся не только словами. Если я хочу, чтобы мой ребёнок не сидел, сложа руки в одиннадцатом классе, просматривая все сериалы подряд, а проявил инициативу и начал готовиться, я должен сам взять себя в руки, оторваться от телевизора и реализовать хотя бы один из своих проектов.
Ничто не может с такой силой повлиять на правильное (нужное нам) поведение ребёнка, как своевременно подкреплённая инициатива ребёнка.
Ребёнок в процессе своего развития демонстрирует всё желаемое родителями. Задача родителей – своевременно поддержать ценное начинание, не пропустить инициативу ребёнка, чтобы потом не заставлять его. Конечно, для этого нужно время. В четыре года он будет умолять вас «дать покидать» картошку в гребни, но вам будет некогда (у вас всего один выходной). А ещё через четыре года вы будете сами бегать за ним по чужим огородам, чтобы он заменил мать или бабушку во время посадки, но теперь уже ему будет неинтересно, потому что когда-то он помогал (помогал!) и получил за это отрицательное подкрепление!
Если мы пренебрегаем деятельностью ребёнка, он перестаёт верить в свои силы и теряет всякий интерес к работе. Иногда от взрослых требуются малейшие усилия, чтобы поддержать инициативу ребёнка.
Взрослые часто не отдают себе отчёта в том, насколько непоследовательны они бывают в своём отношении к ребёнку. Третий столп успешного воспитания – это это единые согласованные требования к ребёнку. Ничто не может с такой силой повлиять на правильное (нужное нам) поведение ребёнка, как совместные продуманные действия всех участников воспитательного процесса. Ничто так не развращает и не дезорганизует ребёнка, как несогласованность и непоследовательность родительских действий. Если вчера ребёнка наказывали за проступок, а сегодня нет, то у него формируется пренебрежительное отношение к родительским требованиям. Если папа наказывает, а мама нет, то результаты будут аналогичными. Если папа и мама высказывают претензии ребёнку, а бабушка натаскивает и переучивает, то малыш быстро научится маневрировать между взрослыми и в целом будет неадекватно воспринимать родительские указания. Но в этом вопросе есть нюансы.
Во-первых, в семье всегда должны быть высшая и низшая инстанции для конфликтов с ребёнком. Традиционно, по поводу незначительных происшествий, с ребёнком конфликтует мать, а отец «просматривается на горизонте». Отец «остается в запасе». Он не должен конфликтовать с детьми по незначительным поводам. Отец включается лишь в том случае, когда ребёнок «перебирает» в своём поведении (например, оскорбление бабушки). Это должно быть значительное событие в жизни ребёнка. Отец – это «тяжелая артиллерия» семейного воспитания. Когда за ребёнка берётся отец, мать должна пожалеть ребёнка, сочувственно приговаривая: «Вот видишь, я же тебя предупреждала». Мать не имеет права отменять решение отца, каким бы несправедливым оно ни казалось, тем более в присутствии самого ребёнка. Выясняйте отношения друг с другом всю ночь напролёт, но на глазах у ребёнка матери не следует перечить отцу. Что касается бабушки, то в тех случаях, когда решение принимает отец, она лишается даже совещательного голоса.
И во-вторых, нельзя всем миром наваливаться на ребёнка. В окружении ребёнка всегда должен находиться человек, который протянет ему руку помощи. Никто не запрещает бабушке сочувствовать (не вмешиваться в воспитательный процесс, не устраивать дискуссии в присутствии ребёнка, не шептать ему на ухо, что родители «молодые и глупые», а элементарно пожалеть и высказать надежду, что он исправится). Если мы хотим всерьёз устранить дурные качества, то кто-то должен указать ему выход из кольца обвинений. Конфликт со всеми членами семьи – непосильная нагрузка для психики ребёнка.

С уважением, Осипова Оксана Александровна, методист по дошкольному образованию и детской психологии МАУ ИМЦ г. Томска

Правила наказания ребёнка

OSIPOVA.OKSANA аватар

Правила наказания ребёнка

Если твои планы рассчитаны
на год, сей рожь, если на
на десятилетия – сажай деревья,
если на века – воспитывай детей.
Народная мудрость

Ребёнок приходит в мир с огромным запасом энергии, широкими познавательными интересами и богатым ассортиментом индивидуальных потребностей (с одной стороны). С другой стороны, он обладает неразвитыми моторными навыками, слабой волей и ограниченными представлениями о добре и зле. По этой причине его развитие обязательно сопровождается бесконечной вереницей различных оплошностей и дурных поступков, что постоянно провоцирует родителей на конфликт. Родители, со своей стороны, постигают секреты воспитания ребёнка в процессе непосредственного опыта. Приобретение этого опыта сопряжено с недостаточным пониманием проблем ребёнка в ответственные моменты его развития. Родители становятся опытными «после ребёнка». Наиболее распространёнными родительскими ошибками являются решение личных проблем через ребёнка, решение супружеских проблем через ребёнка, неправильные реакции по правильному поводу.
Без применения какой-либо формы наказания растить ребёнка фактически невозможно. Теоретически существует две группы наказаний. Первая группа относится к разным формам лишения (активности или любви): отстранение от деятельности, постановка в угол, коммуникативная отстранённость (неразговаривание). Вторая группа рассчитана на страхи, например на страх отчуждения или страх перед болью. Сюда относятся крики, взгляды, моральное давление (давление словами, «шипение», жестокая ругань) и собственно физическое наказание. Практически наказание для маленького ребёнка заключено не столько в словах или действиях, сколько в их эмоциональной и интонационной окраске. Физическое наказание ничего не добавит к прочим действиям, если уже удалось вызвать ощущение страха. Некоторые родители продолжают спорить «бить или не бить», в то время как, не стесняясь выражений, методично уничтожают ребёнка словами.
Наказание не есть лучший способ воспитания детей. Наказание, в большей степени, это способ облегчения души. Отреагировав своевременным наказанием, душа перестаёт болеть: «Меры приняты!» (Только помните, что после наказания душа ребёнка тоже перестаёт болеть, так как наказание снимает с него чувство вины.) Наказывая, наказывайте (от слова «наказ»)! Необходимо чётко и ясно проговаривать ребёнку причину своего недовольства, а если причина вашего недовольства видна невооружённым взглядом (ребёнок баловался и пролил молоко), то воздержитесь от резюмирования (здесь достаточно одного выражения лица) и совершите элементарное управление: «Тряпка – в углу». Поскольку больше ничего не последовало (а могло бы), ребёнок не снимает с себя чувство вины и дальше будет думать о поступке.

«Нет большего преступления против детей,
чем приписывать их действиям дурные мотивы».

Прежде чем приступить непосредственно к наказанию (отчитать по полой программе, лишить активности или любви), попытайтесь встать на точку зрения ребёнка и понять его мотивы. Не всё же в этом мире делается со зла, особенно детьми. Попытайтесь оценить ситуацию в перспективе: станет ли он вследствие таких поступков плохим человеком.

Три вещи, за которые надо обязательно ругать ребёнка:
(советы Эверетта Шострома)
• Здоровье своё или чужое;
• Собственность своя или чужая;
• Неуважение старших.

Наказывая, не подавляйте и не унижайте ребёнка. Наказание с подавлением внушает ребёнку страх и наносит сокрушительный удар по его воле и самостоятельности. Из такого наказания ребёнок сделает только один вывод: «Инициативы лучше не проявлять…». Подавляя активность детей, мы повышаем их возбудимость и болезненность, вводим в их сознание новые символы, вызывающие безотчётную тревогу и истерику.

Правила физического наказания ребёнка (три ограничения при выработке сознательного отношения к родительскому «нельзя»):

Нельзя запугивать физическим наказанием ребёнка. «…Заставлять ребёнка ждать, терзаться, вновь и вновь представлять себе сам процесс наказания, - это уже заранее обдуманная жестокость».
Нельзя физически наказывать ребёнка с пристрастием. Смотрите на физическое наказание как на редкий вид настольной игры. Не добавляйте к этой процедуре никаких эмоций. Не надо кричать, не надо срываться, следите за интонацией.
Нельзя физически наказывать старше трёх лет, чтобы не унижать его личность! После трёх лет переводите ребёнка «на угол». С этого момента физические наказания должны уйти в безвозвратное прошлое.

P.S. Никто, кроме родителей, не имеет права физически наказывать ребёнка.

Лучшее наказание – это наказание бездействием.

Никогда не наказывайте ребёнка чтением,
уроками, работой и спортом.

И ещё… Нельзя ругать ребёнка прилюдно, стыдить его в присутствии сверстников, товарищей. На какой бы высоте ни стоял воспитательный процесс, следует помнить о главном – о сохранении отношений с дорогим человеком. Иногда лучше отвернуться от окошка и ничего не знать, чем подвергнуть публичному наказанию собственного ребёнка.

Литература

1. Короткий В.И. Психология для родителей. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 256 с.

С уважением, Осипова Оксана Александровна, методист по дошкольному образованию и детской психологии МАУ ИМЦ г. Томска

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ДЕТЕЙ

OSIPOVA.OKSANA аватар

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
• Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1998), мускульное напряжение (например, мышечные зажимы в области шеи, лица).
• Поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить и выдёргивать волосы, крутить в руках разные предметы и др.
• Рисунки тревожных детей отличаются обилием штриховки, сильным или слабым нажимом, маленькими размерами изображений, часто застревают на мелких деталях.
• Тревожный ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности могут развиваться пассивность и зависимость. Это возникает в случае наличия личностной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком.
• В критической ситуации ребёнок может проявлять раздражительность, нетерпеливость; тревожность также рассматривается как источник агрессивного поведения, может испытывать трудности при концентрации внимания на чем-либо; страх выполнения нового задания.
• Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на результаты деятельности. Отмечается зависимость тревожности и свойств личности, влияющих на учебную успеваемость. Давать только посильные задания, в которых ребёнок будет чувствовать себя успешным.
• С тревожным ребенком необходимо постараться установить визуальный контакт, прямое общение «глаза в глаза » вселяет чувство доверия.
• Для снятия мышечного напряжения рекомендуется чаще использовать тактильный контакт с ребенком: поглаживания, обнимание и т.д.
• Необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых, отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем» и т. д.), награждать ребенка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради, написать что-либо на доске).
• Отрицательное влияние оказывает сравнение результатов выполнения задания одних детей с другими. В случае взаимодействия с другими категориями детей (например, с гиперактивными) данный способ может сыграть положительную роль, но при общении с тревожным ребенком он просто недопустим. Если же педагог все-таки хочет провести сравнение, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад.
• Не ставить ребёнка в ситуацию «кто первый», исключать публичные выступления.
• При работе с тревожными детьми желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время. Медлительность тревожных детей связана с тем, что они склонны к излишним самопроверкам.
• Тревожных детей желательно спрашивать не в начале и не в конце занятия, а в середине. Не следует торопить и подгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенку необходимо длительный срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул.
Практические рекомендации родителям тревожного ребенка:
1. Родителям следует быть последовательными в своих действиях, поощрениях и наказаниях, не допускать семейных разногласий в вопросах воспитания. Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое.
2. Помнить, что тревогу могут вызвать любые резкие перемены: переезды, смена воспитателя, даже перестановка мебели.
3. Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах. Поэтому необходимо оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам.
4. Предъявлять детям посильные требования. Предъявление требований, совершенно невыполнимых для ребенка связано с неудовлетворенностью взрослых собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке, а также, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высоко тревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.
5. Родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха.
6. Родителям следует, как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, в театр, на выставки, чаще выходить на природу.
7. Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика. Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения в форме сотрудничества между родителями и ребенком.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ
• Выслушать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас).
• Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
• Не настаивать на том, чтобы ребёнок, во что бы то ни стало, принёс извинения.
• Не читать нотаций (ребёнок всё равно их не слышит).
• Не запрещать действия ребёнка в категорической форме.
• Отвлечь ребёнка от его капризов: задать неожиданный вопрос, подвести его к зеркалу, предложить какую-либо деятельность, отреагировать неожиданным для ребёнка образом (пошутить, повторить действие ребёнка).
• Работу с гиперактивным ребёнком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности. Необходимо помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения, и ребёнок не виноват в этом. Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Поэтому эту проблему невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок самостоятельно справиться со своей проблемой не может.
• По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка и поощрять его хорошее поведение. С ребёнком необходимо договариваться, а не стараться сломить его. Необходимо создавать ситуации, в которых гиперактивный ребёнок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в группе по некоторым областям знаний. Стараться замечать каждый успех малыша и обязательно давать ему понять, что вы видите его успехи.
• Направлять энергию ребёнка в полезное русло (раздать что-нибудь на занятиях, принести, вымыть доску и т.д.), т.е. дать понять, что ребёнок может быть полезным и это оценивается педагогом.
• Избегать монотонной деятельности, занятия должны быть увлекательными и интересными, с прослеживаемым результатом. Использовать элементы игры и соревнования.
• Во время занятий ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за столом для гиперактивного ребёнка – в центре комнаты напротив доски, стола педагога, т.к. гиперактивный ребёнок всегда должен находиться перед глазами.
• Давать задания в соответствии со способностями ребёнка, предоставлять ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к воспитателю в случае затруднения.
• Учебные занятия строить по чётко распланированному, стереотипному распорядку. Устраивать минутки активного отдыха, т.к. дети способны удерживать своё внимание очень кратковременно.
• На определённый отрезок времени давать только одно задание.
• Дозировать ребёнку выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
• Во время дня предусмотреть возможность для двигательной «разрядки»: занятие физическим трудом, спортивные упражнения, прогулка и др. В занятие обязательно включать физкультминутки.
• Поощрять позитивное взаимодействие с другими детьми.
• При всём внимании к гиперактивному ребёнку внешне относиться к нему так же, как и к остальным детям. Избегать завышенных или заниженных требований к ребёнку.

Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания.

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
• Проявлять достаточно твёрдости и последовательности в воспитании.
• Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными.
• Контролировать поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил.
• Не давать категорических указаний, избегать повторения слов «нет» и «нельзя», говорить сдержанно, спокойно и мягко. Система ограничений и запретов должна быть чёткой и неукоснительно выполняемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребёнка). Совместно с ребёнком разработать санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.
• Строить взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии.
• Избегать, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку. Тактика вседозволенности также недопустима, т.к. эти дети очень быстро становятся манипуляторами.
• Реагировать на действия ребёнка неожиданным способом (пошутить, повторите действия ребёнка, сфотографировать его, оставить в комнате одного и др.).
• Повторять свою просьбу одними и теми же словами много раз. Инструкции должны быть краткими (не более 10 слов).
• Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию.
• Не настаивать на том, чтобы ребёнок, во что бы то ни стало, принёс извинения.
• Выслушивать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас).
• Постоянно учитывать недостатки поведения ребёнка, которые могут учитываться под контролем взрослых.

2. Организация режима дня и места для занятий:
• Поддерживать дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашнего задания и сна должно соответствовать этому распорядку.
• Избегать по возможности скопление людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т. п., которые оказывают на ребёнка чрезмерное стимулирующее воздействие.
• Во время игр ограничивать ребёнка лишь одним партнёром (не гиперактивным). Избегать беспокойных, шумных приятелей.
• Снижать влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания; чаще показывать, как выполнить задание, не отвлекаясь.
• Оградить гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач.
• Оберегать ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
• Давать ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, спортивные занятия.

3. Изменение психологического микроклимата в семье:
• Уделять ребёнку достаточного внимания.
• Проводить досуг всей семьёй.
• Не допускать ссор в присутствии ребёнка.

4. Специальная поведенческая программа:
• В своих отношениях с ребёнком придерживаться «позитивной модели». Хвалить его в каждом случае, когда он того заслужил, подчёркивать успехи (эмоционально ровным, без эйфории тоном). Это поможет укрепить уверенность ребёнка в собственных силах. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.
• Выработать совместно с ребёнком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение. Поощрять ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, чтение и др.). Не прибегать к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка. Родители должны понять, что дисциплинарные меры воздействия неэффективны для гиперактивного ребёнка.
• Составить список обязанностей ребёнка и повесить его на стену, подписать соглашение на определённые виды работ.
• Воспитывать в детях навыки управления гневом и агрессией.
• Не стараться предотвратить последствия забывчивости ребёнка.
• Постепенно расширять обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком.
• Не разрешать откладывать выполнение задания на другое время.
• Не давать ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.
• Помогать приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
• Нельзя давать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т.п.), т.к. ребёнок просто их не запомнит. Давать ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить, т.е. лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего. При этом обязателен контроль качества выполнения поставленной задачи. Задание не должно иметь сложную инструкцию и состоять из нескольких звеньев.
• Помнить, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребёнок ещё не готов к такой форме работы.
• Для таких детей наиболее действенны средства убеждения «через тело»:
• лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
• запрет на приятную деятельность;
• приём «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
• холдинг, или простое удержание в «железный объятиях».
• занятие ритмикой, хореографией, лыжами, теннисом, верховой ездой, плавание, ныряние, прыжки на батуте, дыхательная гимнастика, восточные единоборства (особенно ушу-таолу), кинезиологические упражнения, вязание.
• упражнения с песком, водой и глиной; контрастный душ, обливания.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С АГРЕССИВНЫМ РЕБЁНКОМ

• Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их прояв¬лением: остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
• Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения.
• Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
• Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
• Обучать способам выражения гнева.
• Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить: подраться с подушкой; использовать физические силовые упражнения; рвать бумагу; нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком; использовать «мешочек для криков»; поколотить стол надувным молотком и т. д.
• Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!» Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.
• У агрессивного ребенка слабо развит контроль над своими эмоциями; слабое осознание своих чувств и чувств других людей; низкий уровень эмпатии; ситуацию общения они воспринимают заранее настороженно и несколько преувеличивают ее опасность, т.е. они заранее настроены на борьбу.
• Позитивное, эффективное общение с агрессивным ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками: говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях, «активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств; не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка; видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения; обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.
• Овладение языком «Я-высказывания», т.е. это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало. «Я-высказывание» всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня».
• Использовать позицию «на равных», вместо позиции «сверху».
• Развивать у себя навыки «активного слушания». «Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозна¬чив его чувство». «Активное слушание» - это способ сообщить ребен¬ку, его внутреннему «Я», что вы слышите его чувства, они вам не безразличны и глубоко волнуют. Это способ установить контакт с ребенком и сказать ему: «Я пони¬маю тебя и я принимаю то, что ты переживаешь». «Активное слушание» - это проявление внимания и забо¬ты, а также бережного отношения к внутреннему миру ребенка. «Наше внимание дает им (детям) возможность ясно увидеть самих себя и воспитывает в них веру в себя, так необходимую каждому, чтобы найти себе место в мире».
• Агрессивные дети нуждаются в положительном к себе отношении.

С уважением, Осипова Оксана Александровна, методист по дошкольному образованию и детской психологии МАУ ИМЦ г. Томска

Большое спасибо за ответы на

Kristina.Semina аватар

Большое спасибо за ответы на мой вопрос!!! Все нашла по ссылке. Теперь только разобраться)

Коллеги, какие наши материалы

Ashihmina Olga аватар

Коллеги, какие наши материалы вам кажутся более полезными , а какие спорными в этой мастерской? Хотелось услышать ваше мнение!

С уважением, О.А.

В 11 приложении упоминается о

Kristina.Semina аватар

В 11 приложении упоминается о методике Фейсис 3". А где Ее можно найти, пожалуйста подскажите?

Если что, всегда по почте

Ashihmina Olga аватар

Если что, всегда по почте смогу выслать эту методику! Единственное, - тогда понадобится Ваш электронный адрес! Вы можете его мне выслать тут личным сообщением !

С уважением, О.А.

Кристина Валерьевна, методику

Ashihmina Olga аватар

Кристина Валерьевна, методику Олсона Вы можете найти в книге Александра Лидерса "Психологическое обследование семьи".

С уважением, О.А.

Доброго времени суток,

Slobina аватар

Доброго времени суток, уважаемая Кристина Валерьевна.
Методика FACES-3 действительно интересная, представляет собой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д. X. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави.

Метод был адаптирован в 1986 году М. Перре (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003). В России методика была использована Н. Ф. Михайловой при изучении 70 семей здоровых и больных неврозами и в исследовании М. Ю. Городновой и С. Б. Ваисова 90 семей подростков с героиновой наркоманией (Системная семейная психотерапия, 2002).

В основе создания методики лежит “циркулярная модель” (“круговая модель”) Д. X. Олсона. Эта модель включает в себя три важнейших параметра семейного поведения: сплоченность, адаптация и коммуникация. FACES-3 является третьим вариантом серий шкал FACES, разработанным для оценки двух основных параметров структуры семьи, представленных графически в “циркулярной модели”, — семейной сплоченности и семейной адаптации.
Достаточно широко представлен на страницах интернета. По этой ссылке найдете описание метода http://www.infoster.ru/psychology/2013-03-01-12-31-24

Спасибо, с уважением, Злобина Анна Константиновна, зам.директора МАУ ИМЦ г. Томска

Анна Константиновна, буду

Ashihmina Olga аватар

Анна Константиновна, буду очень признательна, если Вы найдёте время и в третьем заключительном дне сможете поучаствовать и озвучить свои дополнительные тезисы-рекомендации педагогам ДОУ (пожалуйста, обратите внимание на приложение 12 мастерской)! Нам интересно и важно мнение наших участников!

С уважением, О.А.

Анна Константиновна,

Ashihmina Olga аватар

Анна Константиновна, признательна Вам за такой детальный ответ коллеге! И конечно, рада приветствовать Вас в нашей мастерской!

С уважением, О.А.

Здравствуйте! Я уже учавствую

Kristina.Semina аватар

Здравствуйте! Я уже учавствую во второй мастерской. И могу сказать, что материал, который здесь предлагают к изучению всегда удачно подобран, понятен, интересен и, уж точно, полезен! Мне кажется, что такой формат конечно удобен "обучайся из дома". Но, когда видишь и читаешь здесь так много полезного сразу возникает желание живого общения с авторами! Как говорится, - ничто не заменит живого человеческого общения! Хочу поблагодарить за приглашение и возможность участия!!!

Кристина Валерьевна, буду

Ashihmina Olga аватар

Кристина Валерьевна, буду очень признательна, если Вы найдёте время и в третьем заключительном дне сможете поучаствовать и озвучить свои дополнительные тезисы-рекомендации педагогам ДОУ (пожалуйста, обратите внимание на приложение 11 мастерской)! Нам интересно и важно мнение наших участников!

С уважением, О.А.

Здравствуйте, коллеги, хочу

valentina1657 аватар

Здравствуйте, коллеги,
хочу поделиться наблюдением, мне представляется исключительно важным заботиться о качестве отношений между взрослыми и детьми в детском саду. Ни одна развивающая программа не будет способствовать развитию, если отношения воспитателя и детей дисгармоничны.
Мне кажется, что мы должны уделить внимание этому вопросу, помочь педагогу овладеть способами выстраивания конструктивных и гармоничных отношений с воспитанниками. Как вы считаете?

Конечно, Валентина

Ashihmina Olga аватар

Конечно, Валентина Васильевна, это является основой воспитательного процесса. Роль педагога в выстраивании конструктивных и благополучных отношений со своими воспитанниками является ведущей. Но не меньшую лепту должны вносить и родители детей, - все должно начинаться с педагогического альянса!

С уважением, О.А.

Уважаемые коллеги, сотрудники

Ashihmina Olga аватар

Уважаемые коллеги, сотрудники ДОУ! Надеюсь, эта мастерская окажется продуктивной итролезной для всех! Просоединяйтесь!

С уважением, О.А.

Доброго времени суток, Ольга

OSIPOVA.OKSANA аватар

Доброго времени суток, Ольга Анатольевна!
В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой, ведущими видами и сквозными механизмами развития личности детей определены общение и познавательно-исследовательская деятельность. В связи с этим данным видам деятельности в ДОО отводится большая роль. В городе Томске воспитатели и педагоги-психологи проводят мониторинг игровой деятельности, общения. Поэтому представленные материалы важны для изучения и понимания педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций. Дети перестали играть в коллективные игры. Ушла дворовая игра. Поэтому так важно сейчас возродить культурные игровые практики в детском саду, привлечь внимание родителей к пониманию важности развития игровой деятельности.

С уважением, Осипова Оксана Александровна, методист по дошкольному образованию и детской психологии МАУ ИМЦ г. Томска

В дополнение хочу сказать,

OSIPOVA.OKSANA аватар

В дополнение хочу сказать, что очень мало мероприятий по организации сюжетной игры проводится на муниципальном уровне. Это говорит о том, что сами педагоги испытывают трудности в руководстве такой игрой, трудности в методики организации и проведения игры. А ведь игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. В связи с этим, тема, поднятая Вами на семинаре, очень актуальна и требует колоссальной проработки методистами как на уровне ДОО, так и на муниципальном уровне. Спасибо.

С уважением, Осипова Оксана Александровна, методист по дошкольному образованию и детской психологии МАУ ИМЦ г. Томска

Оксана Александровна,

Ashihmina Olga аватар

Оксана Александровна, приветствую Вас в нашей мастерской! Спасибо за содержательную оценку проблемы и представленных в нашей мастерской материалов. Была бы очень признательна, если бы Вы смогли присоединиться к тезисам-рекомендациям для педагогов ДОУ (смотрите материалы 3-го дня этой мастерской).Нам очень важно мнение наших участников!

С уважением, О.А.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Яндекс.Метрика

Последние комментарии

 

Читайте нас в:

Вход в систему

Опрос

Чем является для Вас аттестация?
Средством получения новых знаний и освоения новых компетенций;
87%
Способом доказать свой высокий профессиональный уровень;
3%
Средством повышения профессионального статуса и продвижения в карьере;
3%
Средством улучшения материального положения за счет увеличения заработной платы;
1%
Средством самореализации, самосовершенствования и самоудовлетворенности.
6%
Всего голосов: 5427

НАШИ ПАРТНЕРЫ

http://www.intel.ru/




 
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика